Детский сад №38, с. Речицы, Раменский район
«Интеграция художественно - эстетического образования дошкольников »
Эстетическое воспитание предусматривает введение дошкольников в мир художественной культуры: знакомство с деятелями культуры и их произведениями, а также осмысление детьми образов искусства. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является приобщение детей к художественному творчеству и формирование художественно-творческих способностей. Все виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного образования. В процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, по развитию речи, при чтении произведений, при слушании музыки дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Всё это составляет основу творчества. Эстетическое богатство действительности столь велико и многообразно, что его нельзя охватить, и полностью передать с помощью одного вида искусства. Каждый вид искусства воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. И только совокупность всех видов искусств может обеспечить нормальное художественно-эстетическое развитие. Поэтому большое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей, в развитии их творчества мы придаём интеграции всех видов искусства и художественно-эстетической деятельности. Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я.А. Коменского, утверждающего, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным. Интеграция является одним из важнейших и перспективнейших направлений становления современного образования, одним из путей достижения качества образования. Интеграция разных видов искусства в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта или явления в разных видах искусства создается специальными средствами. Изобразительное искусство, музыка, художественное слово – источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится воплотить ее в собственном творчестве. При этом малыш постигает собственные возможности и раскрывает себя. Познание ребёнком произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения. Педагог шаг за шагом помогает ребёнку осознать, что каждому виду искусства свойственны свои средства выразительности. Образ одного и того же предмета, явления достигает особой выразительности за счет ярких индивидуальных средств того или иного вида искусства. При интегративной подаче материала один из видов искусства должен выступать главным, доминантным,другие же – помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией). Самое главное на интегрированном занятии – это единство целей, понимание задач, методов, приёмов, определяющих целостное развитие личности дошкольника. Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности у дошкольников носит естественный характер и выполняют терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных, печальных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение, успокаивает, создает обстановку эмоционального благополучия. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств. Основной формой организации процесса интеграции в детском саду является не интегрированное занятие, а интегрированный процесс в повседневной деятельности детей, в процессе которого ребенок учится: - рассматривать явления с разных точек зрения; - применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; - выражать себя в каком - либо творчестве. Задачи интеграции: - повысить эффективность художественно – эстетического воспитания; - пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке; - формировать умение использовать накопленный опыт для действия в определенной ситуации; - научить выделять главное из общего потока информации. Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства: – в литературе – слово (образные определения, эпитеты, сравнения); образ осени, например, раскрывается через художественные средства выразительности (А. С. Пушкин «Осень», А. Толстой «Осень» и др.) – в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет), лепка (форма, объём, пропорции), аппликация (форма, цвет, композиция); Тема осени раскрывается в различных жанрах живописи: натюрморте, пейзаже и т.д. и отображается посредством цвета композиции (И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка» и др.); – в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др. Образ осени раскрывается через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П. И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Осень»); – в театрализованной деятельности это выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация; Интеграция музыки и изобразительной деятельности способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде), воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру. Раскрыть самоценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально-положительным отношением – все это задачи, которые успешно решает музыкальная деятельность - слушание музыки, пение, музыкально-ритмических движения, музыкальное творчество. Интегрированный подход особенно актуален при ознакомлении с предметами изобразительного искусства, когда они представлены не в подлиннике, так как мы не видим той яркости красок, четкости штриха, которые придают целостность работы мастера. Музыка, поэзия «оживляют», дополняют «недоувиденное». Сами собой «звучат» стихи М.Ю. Лермонтова при восприятии картины И.И. Шишкина «На Севере диком ...» или «Белая береза под моим окном...» С. Есенина - картины «Февральская лазурь» И. Э. Грабаря. Выбор ассоциативных произведений остается за педагогом. Наиболее гармонично сочетаются с русской пейзажной живописью поэтические произведения Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина, А.К. Толстого и других поэтов 19 века. Детская художественная литература, имея в своем арсенале огромные педагогические возможности, позволяет организовать изобразительную деятельность дошкольников в наиболее интересный творческий процесс. Слушая описание природы, дети сравнивают, как это описание отражено в картинах художников. Рассматривая иллюстрации, репродукции картин с изображением времен года, дети выделяют основные цвета, при помощи которых художники создавали пейзажи.Динамичные образы природы изображать легче, если к ним подобраны произведения поэзии, в которых природа раскрывается в цветовой, композиционной, колористической характеристике образов. Например, в стихотворении А. Толстого «Осень» описываются листья «пожелтелые», кисти рябин «ярко-красные». Услышав эти строки, сразу становится ясно, какие краски нужно использовать в своей работе. Педагог должен помочь овладеть способами изображения описанных в стихотворении картин природы. Эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета, помогают добиться понимания того, что «темный лес» нужно изображать насыщенной краской, а «прозрачные леса» требуют использования более светлых тонов. Передать колорит пейзажа помогают эпитеты, глаголы, прилагательные: «пришла», «рассыпалась» и т.д.. При чтении стихов о зиме С.Есенина «Поет зима, аукает...», И.Бунина «Метель»предлагаются репродукции зимних пейзажей И.Грабаря «Февральская лазурь», И. Шишкина «Сосна». Музыкальное сопровождение речевых занятий радует детей, вызывает разнообразные чувства и помогает лучше понять содержание и сюжет сказки или рассказа. Учитывая привычку малышей к подражанию, уже с двух лет можно начинать показы-инсценировки. Правильно подобранное и умело используемое музыкальное сопровождение может помочь в обогащении и и развитии речи. Знакомство детей с песнями, музыкальными пьесами позволяет расширить представления детей о различных явлениях действительности и способствует расширению словарного запаса. При многократном прослушивании произведений дети узнают их, и отвечают на вопросы: весёлая или грустная песня, нравится или нет. Таким образом, музыка способствует речевому развитию ребёнка. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Эта фраза принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Связь мелкой моторики и интеллектуального развития, речи была отмечена еще давно многими педагогами и психологами, например, связав музыку, речь и мелкую моторику Е. Железнова и С. Железнов разработали комплекс упражнений по развитию мелкой моторики под музыку: «С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий. Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму. Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи, помогает глубже понять лексическое значение слова и его эстетическую сущность. Театр - смешанный или пространственно-временной вид искусства, то есть, этот вид искусства сам по себе является интегрированным. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Поэтому и театрально-игровая деятельность в дошкольном учреждении интегративна. Восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.). Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т.д.), которые могут объединять. Все это обогащает эмоциональный опыт детей, создаёт хорошее настроение, вызывает желание действовать самостоятельно и активно. Практическая значимость интегрированной системы обучения состоит в том, что достигается целостное художественно творческое развитие дошкольников на основе закономерного внедрения интегрированного подхода к искусству в условиях развивающей среды детского сада, социума и семьи. Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке дошкольников к процессу восприятия, понимания информации, формирования у дошкольников понятий и представлений о взаимодействии всего в мире. Так, образы музыки, театрализованной игры, природы обогащают изобразительную деятельность детей. В их рисунках, например, появляются клоуны, если мы слушаем произведение «Клоуны» муз. Кабалевского, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» композитора П.И. Чайковского, «Осенняя песенка», слушая произведения П.И.Чайковского «Времена Года». Из всего перечисленного, можно сделать вывод, что интеграция художественно - эстетического образования дошкольников способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
19 ноября 2018 в 11:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.