Детский сад №38, с. Речицы, Раменский район

Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста

 %D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BDФормирование певческих навыков у детей дошкольного возраста

Пение — один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоциональною общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Кроме того дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Ветлугина И.А. отмечала, что "пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений.

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом. Очевидно воздействие пения и на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. В своей книге "Музыка детям, Метлов И.А. пишет об основных качествах детского голоса, о том, что "голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка... Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому голос несильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание".

Проблема постановки певческого голоса ребенка-дошкольника — одна из наиболее сложных, и наименее разработанных в музыкальной

педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проб тем практики музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

О необходимости и продуктивности раннего обучения правильной вокализации говорил еще А.Е. Варламов, композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы.

Он считал: если учить ребенка петь с детства, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом”. Эта ведущая идея и опора на исследования и опыт ведущих музыкантов-теоретиков и практиков, с использованием новейших достижений музыкальной педагогики, позволила нам выстроить систему- формирования певческих навыков детей дошкольного возраста, которая реализуется в деятельности детской вокальной Шоу-группы «ЛУЧИКИ».

Компонентами системы формирования певческих навыков являются фонопедические упражнения. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижнем челюсти, губ мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку — артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

Игра — любимый вид деятельности ребенка. В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артику ляции. Игры со звуком являются непременным условием на наших занятиях. Ребенок должен полу чить о нем совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Материалом для звука может служить все, что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри — в общем, все то, что подскажет фантазия педагога.

Работа с руками — обязательное условие на занятиях. " определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно. На занятиях создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу — низкий звук, вверху — высокий, руки совершают отрывистые движения — звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук — плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. Красивые, пластичные движения рук. качественное дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции — все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

Пальчиковые игры — еще один необходимый прием на занятиях вокального кружка. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То оыстрый. то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситу ация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делаег более осознанным восприятие и содержание песни.

Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям, приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

Реализация такой системы по формированию у детей певческих навыков даёт свои результаты. Шоу-группа «Лучики» — это творческая мастерская. Педагоги, дети и родители принимают участие в процессе рождения концертных номеров, костюмов, театральных постановок. Каждый успех группы — это результат совместного труда взрослых и детей.

Сегодня в системе образования происходят существенные изменения, которые способствуют творческому раскрепощению педагогов ДОУ. Это, прежде всего возможность использовать в работе альтернативные программы и методики, призывающие к творческому поиску. Но несмотря на это, основополагающими в процессе формирования личности в целом и певческих навыков в частности, у дошкольников являются следующие правила:

Принимать ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким он должен быть по вашему мнению. Чувствовать и понимать причины и мотивы поступка ребенка, которые зачастую являются естественным проявлением его эмоциональной напряженности. Уважать личность ребенка, т.е. ненасильственно привлекать его к процессу деятельности. Дети иногда боятся, стесняются начать любую собственную деятельность, и им легче сначала быть в качестве зрителей в тех действиях, которые хотели бы совершить, но еще не осмеливаются. А после того, как один ребенок решается сделать что-то, другом детям легче повторить это. Важность и значение не результата деятельности, а самого процесса.

Таким образом, мы можем с уверенностью отметить, что музыка прочно входит в жизнь детей. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи

11 февраля 2019 в 18:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.