Детский сад №38, с. Речицы, Раменский район
Воспитание детей дошкольного возраста посредствам музыкальной деятельности. Тема "Ритм".Воспитание детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности. Тема: "Ритм" Общение детей с музыкой способствует их музыкально-эстетическому становлению, развивает основы музыкальности, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Активная и разнообразная музыкальная деятельность оказывает эффективное влияние на процесс музыкального развития. Для этого в детском саду задействовано комплексное воздействие на ребенка основных видов музыкальной деятельности: пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах. Основным признаком музыкальности считаются три основные, тесно взаимосвязанные музыкальные способности: эмоциональная отзывчивость на музыку, т.е. способность её переживания, а также музыкальный слух и чувство ритма. Ритм имеет наибольший развивающий эффект. Правильное восприятие ритмической структуры звуковой среды способствует формированию речи в раннем возрасте: правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей, позволяет правильно расставлять ударения и переносы. При несовершенстве развития чувства ритма затормаживается развитее ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Ритмическая способность формируется в раннем и дошкольном возрасте. Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника. Учитывая ценностное воздействие чувства ритма в жизни человека, необходимо создать эффективные условия его развития. С этой целью, на первом этапе необходимо выявить первоначальный уровень развития чувства ритма детей дошкольного возраста, провести диагностику К. Тарасовой, которая включает в себя музыкально — дидактические игры и ритмические упражнения. Первая серия заданий направлена на формирование музыкально-ритмических движений под музыку различного характера, а также на соответствие движений ритму музыки. Вторая серия заданий направлена на выявление ритмичности с помощью прохлопывания ритмического рисунка музыкального фрагмента или попевки. Вторым этапом начинается работа над развитием чувства ритма, которая ведется по двум направлениям: интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмических рисунков, метроритмической пульсации, ощущение сильных и слабых долей в такте и сознательное усвоение метроритма на основе изучения ритмических моделей музыкальной грамоты на начальном этапе (коротких и длинных звуков, ритмического рисунка, паузы). Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей. Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Дети любят выполнять ритмические рисунки разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе и полу, шагом, бегом, взмахами рук, в результате у детей развивается чувство ритма и проявляется умение управлять своими движениями. Благодаря неотделимости песен и игровых движений в детском саду чувство ритма у дошкольника развивается в постоянной музыкальной деятельности непринужденно и планомерно. Используя логоритмические упражнения знакомим детей с окружающим миром, различными музыкальными инструментами, развиваем способность правильно дышать, ходить, отстукивать ритм. Также разучиваем забавные стишки с движениями, прибаутки, песни, танцы, тем самым развиваем детскую память, внимание, способствуя лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению. Благодаря своей высокой эмоциональной насыщенности логоритмические упражнения способствуют интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребенка; дарят радость, положительное общение, повышение самооценки и жизненного тонуса малыша. Дети выполняют логоритмические упражнения с большим удовольствием, для них это игра, а значит радость, хорошее настроение, благоприятный эмоциональный настрой, они стали более уверенными в себе, раскрепощенными, активными, организованными. С желанием поют песни, ритмично, эмоционально двигаются, танцуют, с радостью участвуют в праздниках и концертах. Другим немаловажным аспектом развития системы музыкальных способностей, но главным образом – музыкального слуха, является игра на музыкальных инструментах. В дошкольном учреждении мы не учим детей играть на настоящих музыкальных инструментах, зато игра на детских инструментах в ансамблях и оркестре является одним из основных видов музыкальной деятельности. Обучение дошкольников игре на звуковысотных инструментах строится на игре по слуху. Рекомендации Для эффективного развития у детей ритмического слуха необходимо использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому ребенку, применять на занятиях музыки и в группе наглядный материал, дидактические пособия, направленные на усвоение метроритмических навыков, с условием учета психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, а так же предлагать родителям использовать дома и на прогулках ритмические игры и упражнения. Упражнения и игры на развитие чувства ритма: Материал по развитию ритма я стараюсь подбирать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова. Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Ритм в стихах, с использованием «звучащих жестов» Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса. Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом. Сел сверчок на шесток, таракан – в уголок (попеременно шлепать по столу ладошками) Сели-посидели песенку запели (хлопок в ладоши, шлепок по столу) Услыхали ложки – вытянули ножки (попеременно щелчки пальцами, притопы ногами) Услыхали калачи – да попрыгали с печи, (попеременно выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам, скрестив руки) Да давай подпевать, подпевать да танцевать! (попеременно шлепать по столу ладошками) Как без дудки, без дуды, ходят ноги не туды (хлопок в ладоши, шлепок по столу) А как дудочку почуют, сами ноженьки танцуют (попеременно щелчки пальцами, притопы ногами) Журавли пошли плясать, долги ноги выставлять (попеременно выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам, скрестив руки) Бух, бух, бух (хлопок в ладоши над головой) Звучащий клубок На занятие приносится клубок ярких ниток (тянуть нитку и пропевать: «У-у-у», звук обрывается, нитку отрезать, положить на фланелеграф. Так выложить несколько лучиков- ниточек) Предложить взять на столе один лучик-ниточку, выложить кружок (кружки разные по размеру). Положить солнышки в середину кружков. Ритмические слоги. Дать понятие о долгих и коротких звуках с помощью слогов Та и ти-ти К большим солнышкам приложить всю ладонь, маленьких слегка касаться пальцем, одновременно попевая Та или ти-ти. Ценность ритмических слогов состоит в том, что: любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции – это всегда радость и удовольствие для детей.Игры с картинками Основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Работая над ритмом в картинках, можно использовать звукоподражательные слоги, а не только ритмические. При звукоподражании непременно оживут персонажи рисунка со своими характеристиками настроения. Ритмические импровизации. «ВЕСЁЛАЯ МАТРЁШКА» Игровой материал: большая и маленькая матрёшка. Ребёнок и мама сидят за столом. У мамы большая матрёшка, у ребёнка маленькая. Мама отстукивает матрёшкой ритмический рисунок, ребёнок повторяет. Ритмичные сказки. «ПУТЕШЕСТВИЕ». Игровой материал: металлофон или деревянные ложки, барабан. Совместно мама и ребёнок придумывают рассказ. К примеру. Оля пошла гулять и спустилась по лестнице (играет на металлофоне). Во дворе она увидела подружку, которая прыгала через скакалку вот так (играет на барабане). Она побежала за скакалкой домой, прыгая через ступеньку (играет на ложках или металлофоне) и т.д. «Ритмическое освоение слов» Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например, 2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток. 3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка 4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед. Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками. «Назови свое имя» Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена. «Кто справа?» Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа. Перемена ритма. По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный. Каждому свой ритм. Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно. Уделяя большое внимание в своей работе развитию чувства ритма и метроритмического чувства, стремлюсь к поиску качественного, эффективного, продуктивного взаимодействия с детьми. Развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов — мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста. Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке, воспитание с помощью музыки духовно-богатой, творческой, всесторонне-развитой личности. Используемая литература и Интернет ресурсы:
Праслова, Г.А., — Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург "Детство-пресс" 2005 11 февраля 2019 в 18:22
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.