Детский сад №38, с. Речицы, Раменский район

Инновационные технологии в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Инновационные технологии в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и движения, интеграции различных видов художественной деятельности. По мнению Платона: "Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души... Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему,  Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать свой быт».

Актуальная и большая проблема, стоящая перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. Все имеет большое значение в воспитании: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Постепенно использование компьютерных технологий входит и в систему дошкольного образования.

Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии.

В моей  работе  в решении этой непростой задачи помогает  сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Поэтому, применение инновационных технологий в моей  работе с детьми по общеобразовательной  программе, заключается  в  повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми учебного материала различной направленности.

Цель моей работы: приобщать детей к различным видам музыкальной  деятельности  средствами инновационных технологий

Задачи:

-выделить эффективные методы и педагогические технологии для музыкального развития  детей;

-расширить кругозор детей  через восприятие звуков окружающего мира, через знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, музыкальными инструментами;

-вовлечь дошкольников в разные виды организованной и самостоятельной музыкальной деятельности: художественно-эстетическую, познавательно-речевую, музыкально-театрализованную, игровую.

Пение.

Применение инновационных технологий в обучении пению, может повысить познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий.  Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, т.е. зритель и слушатель  не остается пассивным, информация может подаваться с видеосюжетом и музыкальным сопровождением. Важным направлением в этой работе является применение игрового метода направленного на учет психологических и возрастных особенностей ребенка и соответствующего игровой природе музыкального искусства.

Цель  – развить активный образно-мыслящий слух. Путь достижения цели: от слухового опыта, жизненных прообразов музыкального искусства к музицированию по слуху.  Для развития музыкально-сенсорных способностей используются специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры и задания, в ходе которых ребенок получает возможность упражняться в различении свойств  звуков и воспроизведении их доступными ему способами. Они оказывают существенное влияние, как на общее развитие ребенка, так и на развитие его эмоциональной сферы и музыкально-сенсорных способностей.  Игровые задания преследуют разнообразные цели:

-расширение и закрепление представлений об окружающем мире;

развитие способности различать и воспроизводить звуки различной высоты, длительности, силы и тембра,

-отдельных компонентов чувства ритма;

развитие мелодического слуха, способности различать характер и настроение музыки.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников инновационная форма обладает рядом преимуществ:

-предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

-несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

-движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Восприятие музыки:

Восприятие музыки один из сложнейших разделов образовательной программы.

Часто проводя занятия по слушанию музыки, я ловила себя на мысли, что не все детки одинаково слушают музыкальное произведение, встречается равнодушное, безразличное отношение к услышанному.

Что делать? Как заинтересовать ребенка? Как привлечь его внимание к восприятию музыки

На мой взгляд, необходимо сделать ребенка активным участником данного процесса.

Музыкальное восприятие детей старшего дошкольного возраста развивается во взаимодействии эмоционально-интонационного восприятия и индивидуальной интерпретации ребенка.

Для малыша бывает трудно рассказать о чувствах и настроениях, вызванных музыкой, соотнести их с характером музыки. Вот здесь то и смогут помочь ИКТ. Подбирая произведения для смены настроений и самочувствий дошкольников, желательно остановить внимание на классической музыке.

Задачи:

-развитие музыкальных способностей дошкольников;

-дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;

-активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;

-формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности.

Для закрепления материала по слушанию музыки использую художественно-изобразительную деятельность.

Музыкально-ритмические движения:

Музыкально-ритмические движения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения  необходимо рассказывать, объяснять и продемонстрировать упражнения. Дети пытаются воссоздать увиденное, выполнить упражнения, подражая педагогу или увиденному на экране. Объяснение техники исполнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки выполнения упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. Музыка на занятии должна быть доступна восприятию ребенка, поэтому желательно использовать детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные произведения.

Многое могут дать сюжетные занятия. Сюжетное занятие выстраивается в соответствии с содержанием русских и зарубежных сказок, главных героев которых можно показать, используя презентацию, созданную в программе Microsoft Office PowerPoint.  В сюжетном занятии преобладают имитационные движения – разнообразные, образно-игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях). Также возможно применение занятий - импровизаций. Эти занятия способствуют творческому мышлению, воображению и фантазии. Интерес к лучшему исполнению танца можно вызвать у детей, показав им исполнение их сверстниками различных танцевальных композиций с помощью ЭОР.

Игра на детских музыкальных инструментах:

Необходимо уделять большое внимание творческому развитию ребенка при игре на детских музыкальных инструментах. Демонстрация презентаций, разработанных мною к занятиям по изучению детских музыкальных инструментов, помогает озвучить задания,  дети совместно музицируют - играя в оркестре, изображают пантомиму, поют в хоре. Благодаря демонстрации презентации решаются психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может почувствовать себя более раскрепощенным; а творческий ребенок - проявит свою фантазию на деле. Дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение. Информация, представленная на компьютерных дисках или сети Internet, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства. Например,  на основе DVD –диска «Путешествие в мир музыки с Чавостиком» занятие можно превратить одновременно и в игру, и в деятельность по изучению музыкальных инструментов.

Результат моей работы:

Музыкальные занятия с применением ИКТ  активизирует  внимание и познавательный интерес детей к музыке, помогает формированию образного мышления. ИКТ  помогает  передать информацию быстрее, нагляднее, красочнее, в доступной форме. В результате усиливается  восприятие музыки за счет увеличения количества иллюстративного материала. Дети смогут принимать участие в совместном обсуждении музыкального произведения, у них усиливается эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Использовала материал:

  1. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании.»  Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
  2. «Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающие развивающие программы для дошкольного образования» Учебно-методическое пособие, Москва,2012

Технологии освоения современной музыки
в содержании музыкального образования
и воспитания дошкольников

Цель: описать основные  методы и технологии освоения современной музыки детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать психологическую, музыковедческую, педагогическую литературу по изучению проблем освоения современной музыки дошкольниками.

2.Изучить особенности применения технологий освоения современной музыки на музыкальных  занятиях и их влияние на  формирование основ музыкальной культуры дошкольников.

3. Обобщить изученный материал.

В дошкольной педагогике музыка рассматривается, как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.

Основной целью музыкальных занятий в дошкольном учреждении является формирование основ музыкальной культуры, как части общей духовной культуры дошкольника. Что же мы понимаем под "музыкальной культурой?"  Это эмоциональная отзывчи­вость на  произведения музыкального искусства,  формирование интереса к музы­ке, эстетических эмоций, хорошего вкуса, представлений о красоте во всех видах музыкальной деятельности: вос­приятии, исполнительстве, творчестве, музыкаль­но-образовательной и музыкально-игровой деятельности.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

- воспитание любви и интереса к музыке

- развитие общей музыкальности детей

- приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности

- развитие творческого отношения к музыке.

Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности.

В дошкольном детстве важно заложить основы музыкальной культуры, сформировать эталоны красоты, ведь от этого зависит  последующее музыкальное и об­щее развитие человека. Чем раньше ребенок полу­чает возможность накапливать опыт восприятия музыки, тем бо­гаче его словарь, тем успешнее достигается его развитие.

Жизнь не стоит на месте и диктует нам свои правила. Музыкальные руководители используют современные детские песни не только для исполнения, но и для танцев, театрализованных постановок, для игры на детских музыкальных инструментах. Как показывает практика, заводные ритмы детской современной эстрады привлекают сегодняшних дошколят больше, чем те старые добрые песни, которые пели в дошкольном детстве их  мамы и папы. Ничего плохого в этом нет, ведь иной ритм жизни, иная мода на музыку и, к сожалению, иные ценности, все это откладывает свой отпечаток на подрастающее поколение.  Главное, чтобы музыка, которую слушают и исполняют наши дети, была правильно подобрана.

Музыкальное произведение, выбранное для дошкольника должно иметь художественную значимость, воспитательную направленность, соответствовать возрасту, быть педагогически целесообразной и востребованной в жизни современного ребенка.

Но мы ведь не только поем и танцуем под современные ритмы, мы еще и слушаем музыку. А она, как известно, делится на песенный и академический репертуар.  И тут возникает вопрос, как правильно подобрать музыку для слушания? А все также, руководствуясь критериями отбора.

Г.В. Свиридов, Д.Б. Кабалевский, Алябьев, Д.Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г. А. Струве - все это золотой фонд советской музыки, можно сказать, что эти композиторы наши современники, ведь многих из них мы помним.

На сегодняшний день появились куда более интересные способы разобраться в музыке, почувствовать и понять ее.  Давайте поговорим о технологиях.

Технологий  множество, но и тут необходимо выбрать ту, которая позволит раскрыть музыку, поможет разобраться в стилях, расширить представление о ней, достигнуть воспитательного эффекта. Основные требования, которые предъявляются к современным педагогическим технологиям – это системность, управляемость, эффективность и во производимость.

Какие же они, технологии, которые помогают музыкальному руководителю приобщать своих воспитанников к музыкальной культуре, будь это современная или классическая музыка.

«Игровая технология»,  включенная в обучение, придает учебной задаче конкретный смысл, мобилизует мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентирует их на решение поставленных задач. В процессе игры повышается  уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей. С помощью этой технологии педагог приобщает детей к музыкальной культуре, расширяет музыкальный кругозор, активизирует слуховое восприятие детей, формирует знание о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука.

Всеми нами любимый «Музыкальный театр». Эта  форма предполагает совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной игре. Конечным итогом является постановка детского мюзикла. Технология дает возможность музыкальному руководителю  искать собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать  и радовать себя общением с детьми и музыкой.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, я создаю новую проблемную ситуацию, побуждаю детей интересоваться окружающим, добывать информацию, самостоятельно искать ответы на вопросы. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений о музыке, ее строе, ладе, мелодии, темпе. В своей работе я не раз прибегала к проблемно-поисковой технологии.  Во время слушания музыки уже знакомого автора, я играла с детьми в игру «Сыщик». Проблема заключалась в том, что после того, как в библиотеке уборщица нечаянно столкнула с полок папки с портретами,  и они перепутались, сотрудники библиотеки не смогли  найти среди них портрет определенного композитора. Ребятам предлагается превратиться в сыщиков и помочь установить истину. Детям на выбор дается 5-6 портретов композиторов. Из них они выбирают того, фамилию которого озвучил музыкальный руководитель, или чье музыкальное произведение только что прозвучало. Дети спорят, выдвигают различные версии,  обосновывают свои мысли (не было усов, был с бородой, был коротко стриженный, не было очков, более молодой и т.д.) Когда все-таки пропажа обнаруживается, дети очень радуются. По моему мнению проблемно-поисковая ситуация позволяет ребенку лучше запомнить объект его поиска, несколько раз проговорив фамилию, рассмотрев детали портрета композитора, и конечно же прослушав его музыкальное произведение.

Самая интересная - технология проектной деятельности. Педагоги, активно использующие проектную технологию, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Целью проектной деятельности является развитие и обогащение социально-личностного опыта.

Проекты бывают игровые, экскурсионные, повествовательные и конструктивные. В своей деятельности я планирую использовать все виды проектов.

Мною за последние 2 года были разработаны 5 краткосрочных проекта: «Малые олимпийские игры», «День Победы»,  «Широкая Масленица», «День России», «Гендерное  воспитание». Эти проекты были рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Реализуя проект, я и мои коллеги ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, дать возможность насладиться качественной современной музыкой. Дети одинаково эмоционально реагируют на разную музыку, главное, чтобы она была понятна дошкольникам.

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,  в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию с использованием современных информационных технологий (аудио ресурсы,  мультимедийные презентации, электронные учебные пособия, цифровые образовательные ресурсы, обучающие компьютерные программы, интернет справочники, интерактивная доска). Показ информации на экране вызывает у детей огромный интерес. Движение, звук, мультипликация  привлекают внимание, стимулируют познавательную активность, предоставляют возможность индивидуализации обучения.

Ссылки на источники

1. Воробьева Д. И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. – М.: Детство-Пресс, 2003

2. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. – М., 1978.

3. Рапуто А. Г. Использование в образовательном процессе сюжетного подхода в компьютерных презентациях. // Информатика и образование. – 2008. – № 2.

4. http://www.resobr.ru/materials/1462/26688/

5. Гогоберидзе А.Г.Деркунская В. А. Библиотека программы "Детство" М.: Детство-Пресс, 2013 г.

6. Шолина И.Н. Теоретические основы процесса приобщения школьников к музыкальным новациям в общеобразовательном учреждении. М., 2001

7. Судаков, В. Ф. Формирование у младших школьников культуры восприятия произведений советской музыки  Л., 1977.

8. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке общая ред. М.Е. Тараканова. М.: Советский композитор, 1982. — 232 с.
9. Кабалевский  Д. Композиторское образование и современная музыка Советская музыка. 1972.

10. Шацкая В.Н. «Детский голос: экспериментальные исследования» – М., 1970.

11. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1997.

12. Петрушин В.И. Учебный комплект Психология и педагогика художественного творчества  М., 2006 г.

13. Петрушин В.И  Музыкальная психология М.,  2006 г.

14. Сухомлинский В.А.Трудность и радость познания // Работница.1968.№ 9.

15. http://gumannaja-pedagogika.ru/offers/2011-09-18-11-37-19/54-2011-09-18-11-35-34/599-suhomlinskiy-?tmpl=component&print=1&page=

16. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. — М.:  2010.

17. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С.Пб.: 2011 г.

Использование дидактических игр в ознакомлении дошкольников с природой

Коломийчук Елена Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №23
комбинированного вида
Петроградского района Санкт-Петербурга

Природа окружает ребёнка с ранних лет. Воспитание у детей правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с ней одна из целей дошкольного воспитания и образования.

Дидактическая игра – одно из эффективных средств обучения. Её можно использовать как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни, причём часто она возникает по инициативе ребёнка. В дидактической игре познавательные задачи (например, определить свойства и качества предмета, классификация и группировка) соединяются с игровыми  (отгадать, выполнить роль и др.), что и делает дидактическую игру особой формой обучения – лёгкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. Дидактические игры на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д.

Планируя образовательную деятельность, включающую дидактические игры, необходимо учитывать не только программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В противном случае происходит процесс «разрушения» дидактической игры.

Каждая дидактическая игра содержит в основном одну-две задачи, которые определяют ход игры.

Пример:

Название игры

Дидактическая задача

Ход игры

«Угадай, что где растет»

Уточнить знания детей о названии растений и месте их произрастания. Развивать внимание, сообразительность, память.

Дети стоят в кругу, Воспитатель (или ребёнок) бросает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место произрастания растения (сад, огород, лес и т.д.). Поймавший мяч должен назвать соответствующее растение.

«Что сначала, что потом?»

Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов. Развивать умение устанавливать последовательность связи, объяснять свои действия. Развивать внимание, сообразительность.

Вынуть из конверта картинки и быстро разложить их по порядку (начиная с любой картинки или по заданию воспитателя «начни с этой картинки»).

Объяснить, почему так разложил.

«Когда это бывает?»

Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе. Развивать умение детей классифицировать, развивать связную речь, внимание, быстроту мышления.

Воспитатель (или ребёнок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопад). Дети быстро поднимают квадрат соответствующего цвета (жёлтый – осень). Кто-то из детей рассказывает, какие другие явления бывают в это время года.

При использовании дидактической игры необходимо следовать определённым педагогическим принципам:

1) Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путём непосредственного восприятия;

2) Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;

3) Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

4) Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

5) Конкретно и чётко объяснять правила.

С детьми старшего дошкольного возраста интересно проходят разные дидактические игры и упражнения во время экскурсий и прогулок. Так, осенью детям можно предложить игры с листьями: «найди пять листьев с разных деревьев и назови их», «Собери самые красивые листья», «Найди самый большой лист», «Найди дерево или кустарник по описанию», «Узнай на ощупь, с какого дерева лист». Введение элементов соревнования: «кто быстрее…?», «кто больше…?» - повышает интерес детей к этим играм.

Понимание последовательности сезонных изменений растений вызывает некоторое затруднение даже у детей старшей группы. Часто они опускают одно из звеньев процесса, указывают на первое и последнее звенья, выделяя лишь самое яркое, привлекающее внимание («Когда весна придёт, деревья сразу расти начнут. Листочки и цветочки вырастут и семена будут». «Посеем семена и цветы расцветут».). Дидактические игры с картинками, например разные варианты дидактической игры «Что сначала, что потом?», помогают детям уяснить последовательность развития отдельного растения, а также последовательность времён года (осень-зима-весна-лето). Интересно, что меньшее количество ошибок наблюдается при установлении детьми последовательности сезонов, особенно в тех случаях, когда задание не ограничивается предложением «начни с осенней или летней и т.д. картинки», а ребёнок начинает с картинки по своему усмотрению. В таких случаях дети обычно начинают с картинки соответствующей настоящему сезону. При конкретизации задания трудность вызывает последовательность, начинающаяся с весеннего времени года. Наименьшее число ошибок приходиться на последовательность «осень-зима-весна-лето». Очевидно, это связано с тем, что ознакомление детей с сезонными явлениями в природе в детском саду начинается в любой группе с осени.

Задание, данное воспитателем: «Разложи по порядку картинки, покажи, что бывает раньше (сначала), что потом, и расскажи, почему ты так разложил»,- требует от ребёнка не только предметного действия, но и его объяснения. Задание лучше давать паре детей, все остальные проверяют, насколько правильно и быстро они его выполняют. Постепенно требования  к выполнению заданий повышаются: оно должно быть более самостоятельным, быстрым, объяснения более полными. Сокращается время выполнения задания.

Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам проводятся игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей, например игры «Устроим выставку картин на тему «Зима – лето», «Когда это бывает».

Цель игры «Устроим выставку картин на тему «Зима – лето» - уточнение знаний детей об особенностях этих сезонов, развивать умение обобщать. Игровое действие может выступать в двух планах: кто быстрее отберёт картинки, кто лучше расскажет. Ребёнку необходимо объяснить свой выбор, если он затрудняется предложить ему дополнительные вопросы: «Объясни, почему эти картинки ты повесил на «зимнюю» (или «летнюю») выставку», «Вспомни, когда это бывает», «Видел ли ты такое осенью, (весной)?».

Постепенно дети подходят к полному выполнению задания, т.е. мотивируют своё распределение картинок.

Приобретение умения классифицировать, сравнивать и обобщать в большей степени способствует развитию речи детей, которая становится связной и довольно выразительной.

Поскольку в процессе ознакомления детей  с сезонными изменениями в природе воспитатель показывает им и сезонный труд людей, в дидактических играх используются и соответствующие картинки. Классифицируя их по принадлежности к тому или иному сезонному труду, дети обстоятельно объясняют, употребляя правильную терминологию, почему они именно так разложили картинки.

Постепенно в набор картинок включаются картинки, характеризующие разные периоды одного сезона, и в соответствии с этим изменяется задание: «Расскажи, когда это бывает: в начале, в середине или конце сезона; что бывает потом?».

Для поддержания интереса остальных детей при выполнении задания одним из них, предлагается им анализировать действия и ответы этого ребёнка, не оставлять без внимания их замечания, поддерживать споры, направлять детей на нахождение правильного решения. Всё это способствует развитию доказательной речи. Так, коллективно дети подходят к правильному и  точному выполнению задания. Ребята довольно свободно оперируют своими знаниями, передают в речи последовательность явлений, устанавливают их причины, используя в речи правильную терминологию.

С детьми старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности, а также в свободное время проводятся и другие дидактические игры, способствующих усвоению сезонных изменений в природе. Некоторые из них даны в приложении.

Предлагаю примерные планы образовательной деятельности, частью которых может быть дидактическая игра.

«Беседа об осени» (старшая группа):

1) Беседа по вопросам «Что нам осень подарила в саду, огороде, лесу?»;

2) Дидактическая игра «Магазин «Фрукты, овощи, ягоды».

«Беседа о животных» (подготовительная к школе группа):

1) Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Хитрецы и невидимки»;

2) Дидактическая игра «Кто летает, прыгает, плавает?».

«О временах года» (подготовительная к  школе группа):

1) Дидактическая игра «Когда это бывает?»;

2) Рассказы детей «Моё любимое время года».

Широкое использование дидактических игр и упражнений даёт возможность воспитателю помочь детям научиться анализировать окружающий мир и, следовательно, развивать их мышление в процессе знакомой, доступной, приятной им деятельности.

Приложение:

Дидактические игры для старшего дошкольного возраста.

Магазин «Фрукты, ягоды, овощи»

Подготовка к игре

Цель игры

Игровое действие

Правила игры

Примечание

1

2

3

4

5

Подборка картинок (или муляжей). Изображающие фрукты, ягоды и овощи. Изображение должно быть реалистическим и красочным.

Развивать умение детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус место произрастания; проверить, правильно ли они понимают и умеют пользоваться обобщающими словами (фрукты, овощи, ягоды).

Дети выбирают продавца. Покупатель подходит к столу, где разложены картинки (муляжи). Не называя, он описывает фрукты (овощи, ягоды) которые хочет купить. Продавец отгадывает и даёт соответствующую картинку

Ребёнок должен так описать картинку, чтобы продавец понял, что он хочет купить.

Продавец продает продукты (отдаёт картинку) только тому, кто правильно выполнил задание

Игра может проводиться и для детей среднего возраста. Подбор картинок осуществляется в соответствии с возрастом.

Кто летает, прыгает, плавает?

1

2

3

4

5

Подбор картинок с изображением животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, которые могут быть классифицированы по принципу: «летают», «прыгают», «плавают». К игре приготовлено 3 цветных круга, условно обозначающих классификацию: «летают» - зелёный», «прыгают» -жёлтый, «плавают» - синий.

Уточнить знания детей о способах передвижения животных; развивать умение классифицировать по этому признаку; развивать внимание, память.

Выбираются трое водящих, которым выдаются условные знаки (круги). Всем остальным раздаются картинки с изображением животных. По команде дети  должны собраться вокруг водящих. Каждый около водящего  с условным знаком соответствующим его картинке.

Дети не должны знать заранее, у кого из водящих какой цвет условного знака. Водящий показывает знак только по команде воспитателя. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнила задание, правильно назвала изображённых животных, птиц. Насекомых и пр.

Игру можно усложнить:

1.Включить новые задания: «Кто ползает, бегает?»;

2.Увеличить количество картинок.

Когда это бывает?

1

2

3

4

5

Подбираются 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей. Всем играющим дают 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определённое время года.

Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.

Воспитатель (ребёнок) поднимает карточку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопад). Дети  должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета.

За быстрый и правильный ответ ребёнок получает фишку, Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Другой вариант игры:

1.Устроить выставку картин «зима-лето», «весна-осень» и т.д. (отобрать картинки и рассказать, почему именно эти картинки отобрал).

2.Не показывая картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года нарисовано

Угадай, что где растёт.

1

2

3

4

5

Игра словесная, проводится со всеми детьми или с группой детей вне непосредственно образовательной деятельности.

Уточнить знания детей о названии и месте произрастания растений, развивать внимание, сообразительность,

Дети сидят или стоят по кругу. Воспитатель (или ребёнок) кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растёт данное растение: сад, огород, лес и т.д.

Ребенок, поймавший мяч должен назвать растение. За быстрый и правильный ответ ребёнок получает фишку.

Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек

1. Можно играть командами, выигрывает команда, набравшая больше фишек.

2. Другой вариант игры (с картинками) – по типу лото. У детей картинки (сад, луг, лес и т.д.).  Ведущий поднимает картинку и называет растение. Её берёт тот, у кого  есть соответствующая большая. Выигрывает тот, кто правильно соберёт все свои картинки.

3. Можно проводить со средней группой.

Весной, летом, осенью.

1

2

3

4

5

Подготовить три большие картинки  с изображением весны, лета и осени и маленькие, на которых нарисованы растения цветущие весной, летом и осенью.

Уточнить знания детей о времени цветения отдельных растений. Учить классифицировать по этому признаку, развивать память, сообразительность.

Игра  может быть проведена так же, как и игры:

«Когда это бывает?», «Угадай, что где растёт».

Что сначала, что потом?

1

2

3

4

5

Подготовить конверты с картинками с изображением разных периодов сезонов.

Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов; развивать внимание, быстроту мышления.

По команде ведущего ребёнок вынимает картинки из конверта и быстро раскладывает по порядку. Начиная с любой картинки или по заданию воспитателя.

Начинать только по команде ведущего. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

Другой вариант игры:

Дети раскладывают картинки, изображающие последовательность развития отдельного растения (например, земляники, яблони, гороха и др.).

11 февраля 2019 в 18:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.